Тема школьной травли очень болезненная и, к сожалению, очень актуальная. Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребёнка дразнят, обижают или игнорируют в классе. Часто родители бывают в растерянности: как понять, что это действительно буллинг, а не случайный конфликт? По статистике, с буллингом сталкивается каждый третий школьник, но иногда родители и учителя не придают этому значения, считая, что «дети сами разберутся». На самом деле, последствия травли могут быть катастрофическими: снижение самооценки, депрессия, нежелание ходить в школу и даже суицидальные мысли. Что делать, чтобы защитить ребёнка? Как разговаривать с педагогами и к кому обращаться, если ситуация не решается? Попробуем разобраться по шагам.
Как распознать буллингБуллинг — это не разовый конфликт, а систематическая травля. Что должно привлечь пристальное внимание родителей:
- Ребёнок не хочет идти в школу, жалуется на «болезни» перед уроками;
- Он становится замкнутым, тревожным, плачет без видимой причины;
- Теряет вещи, приходит домой с порванной одеждой или синяками;
- Резко падает успеваемость;
- У ребёнка снижается самооценка, появляются слова «я плохой/неудачник», «меня никто не любит».
Главное отличие буллинга от случайных ссор — повторяемость и целенаправленность.
Инициатором травли может быть как одноклассник, который хочет самоутвердиться за счёт более слабого, так и группа, объединённых вокруг определенного лидера. Но в нередких случаях инициатором может оказаться и сам учитель.
Почему дети начинают заниматься травлей:Часто буллинг начинается там, где у инициатора есть собственные трудности. Это могут быть дети из неблагополучных семей, где нет стабильности и поддержки. Или дети, на которых родители давят завышенными требованиями, лишая тепла и принятия, а также те, которые сами когда-то были объектами агрессии. Таким образом, травля — это не столько про «злых» детей, сколько про тех детей, которым самим больно. Это не оправдывает поведение, но помогает понять истоки.
Почему травля нередко исходит от учителя:К сожалению, педагог иногда может невольно запускать процесс травли. Это может проявляться в публичных унижениях, сарказме, сравнении с более успешными учениками, демонстративном выделении «любимчиков», навешивании ярлыков (ленивый, хулиган, плакса), или просто не скрывая неприязни к ребёнку.
Дети подхватывают этот сигнал: «раз учителю можно, значит и нам можно». Так формируется атмосфера, где один ребёнок становится «козлом отпущения». Когда педагог позволяет себе такие формы обращения, одноклассники быстро перенимают этот стиль и травля становится «нормой» внутри класса.
Почему жертвами часто становятся неуверенные в себе дети:Дети с низкой самооценкой и неуверенностью в себе чаще становятся мишенью. Они меньше сопротивляются, не умеют отстаивать границы и посылают миру сигнал «я слабее». К сожалению, именно такие дети чаще привлекают внимание обидчиков.
Что могут сделать родители, чтобы укрепить уверенность ребёнка:- Безусловное принятие: давать понять, что ребёнка любят не за оценки и успехи, а просто за то, что он есть.
- Поддержка маленьких побед: замечать и хвалить усилия, а не только результат.
- Обучение навыкам общения: разыгрывать ситуации, как можно ответить или отстоять своё мнение.
- Давать самостоятельность: поручать посильные дела, где ребёнок может проявить себя.
- Личный пример: дети учатся уверенности, наблюдая за тем, как родители сами ведут себя в конфликтных ситуациях.
Что может сделать учитель:Настоящий педагог — ключевая фигура в профилактике буллинга. Его шаги:
- Быстро реагировать на первые признаки травли, даже если они кажутся «мелочью».
- Не поддерживать ярлыки и не обсуждать ребёнка уничижительно.
- Формировать культуру класса: обсуждать ценности, уважение, проводить классные часы на тему дружбы.
- Давать каждому ребёнку почувствовать значимость.
Если учитель занимает активную позицию, травля не укореняется.
Что делать ребёнку:Ребёнку важно знать, что он не один. Полезно обсудить вместе то, что он имеет право не терпеть оскорбления и насилие (можно прямо сказать обидчику: «Я не хочу, чтобы ты так делал»). В местах, где есть попытки буллинга, лучше не оставаться одному, а держаться рядом с друзьями или взрослыми. Ребенок должен понимать, что его защитят и не боятся рассказывать родителям или школьному психологу о каждом случае. Школьный (и/или частный) психолог может помочь ребёнку проговорить эмоции и справиться со страхами, обучить стратегиям защиты и уверенного поведения, провести работу с классом и педагогами, поддержать родителей, дать их инструменты взаимодействия с ребёнком и школой.
Что делать родителям при появления первых признаков буллинга:- Сохраняйте контакт с ребёнком: слушайте без осуждения, поддерживайте и ни в коем случае не обвиняйте его («Сам виноват. Почему ты не дал сдачи?»). Дайте понять, что вы на его стороне («Это не твоя вина. Вместе мы справимся»).
- Обязательно! зафиксируйте факты (фото повреждённых вещей, медицинские справки, переписки в чатах).
- Обратитесь к учителю, чтобы спокойно обсудить ситуацию и попросить о принятии мер.
- Если реакции нет — идти к администрации школы с письменным заявлением.
Если администрация не идёт на контакт, а ситуация усугубляется
- Пишите официальные жалобы в департамент образования, комиссию по делам несовершеннолетних.
- При необходимости привлекайте юриста: он поможет грамотно оформить документы, собрать доказательства и сопровождать процесс.
Юридическая сторона может быть длительной и трудной, поэтому стоит параллельно заботиться о состоянии ребёнка.
Как привлечь юридическую помощь?Если школа бездействует:- Написать жалобу в управление образования.
- Обратиться в полицию (если есть угрозы, побои).
- Подать в суд за халатность (если ребёнку причинили вред).